История ничему не учит. но она сурово наказывает за незнание её уроков.
В. О. Ключевский.
Конкурсные работы моих учеников | Ноябрь 11, 2013,12:52
Казачья семья.
( краевой конкурс декоративно- прикладного творчества «Казачьи традиции», приуроченного к 20-тию возрождения Терского казачества на Ставрополье)
Номинация: реферат.
Работу выполнила учащаяся 11 класса
МОУСОШ № 10 с. Вознесеновское
Андриенко Татьяна Николаевна (17 лет)
Телефон:89054406691.
Руководитель: учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
Андриенко Анжелика Валериевна
Телефон:89682760621.
Адрес:
356710 Ставропольский край
Апанасенковский район
с. Вознесеновское ул. Шоссейная, 1
МОУ СОШ № 10 с. Вознесеновское
Телефон: 8655572633
2011 год
Аннотация: в реферате «Казачья семья» проанализирован уклад семейной жизни казаков.
Структура работы представлена введением, семью главами, заключением, списком литературы.
Во введении определена актуальность темы, объект и предмет исследования, задана цель работы и поставлены задачи. Так же описаны теоретическая и практическая значимость работы. В работе использовались следующие методы: работа с документами, изучение научно-популярной и учебной литературы, изучение архивных материалов. Основные положения и выводы исследования используются в учебном процессе при подготовке общих и специальных лекционных курсов, спецсеминаров и учебных пособий по истории, этнографии и демографии Северного Кавказа.
Список использованной литературы содержит 6 книг и 3 Интернет сайта.
Общий объём реферата составляет 16 страниц.
Оглавление.
I. Введение……………………………………………………. 3
II.
2.1 Жильё казаков………………………………………….
2.2 Воззрение на брак………………………………………
2.3 Отношения между супругами………………………….
2.4 Отношения родителей и детей…………………………
2.5 Имущественные отношения супругов…………………
2.6 Казак в быту………………………….
2.7 Женщина - казачка………………………………………..
III. Заключение……………………………………………………
Литература…………………………………………………………
Введение.
Издавна на Северном Кавказе сосуществуют, взаимопроникая и обогащаясь, множество культур населяющих его народов. Сегодня в рамках Северо-Кавказского федерального округа эту многовековую данность следует учитывать и использовать во благо межнационального мира. Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Казаками с конца 15 века называли вольных людей, работавших по найму или несших военную службу на пограничных окраинах России. Суровый воинский быт накладывал яркий отпечаток на всю культуру казаков. У казаков отсутствовал письменный домострой, но он существовал и был неоспорим как руководство, избавляющее от многих лишних забот и проблем, обременяющих создание и существование семьи.
Данная работа обращает нас к истории Терского казачества. Актуальность работы в том, что общество заинтересовано в возможностях адаптации возрождающегося казачества к современным условиям, поиске оптимальных путей его использования. Идеи восстановления жизненного уклада казаков повлекли за собой обсуждение целого ряда проблем, среди которых не последнее место занимает исследование отношений казаков в семье.
Объектом исследования выступает семья терских казаков. Предмет исследования – механизмы, формирующие жизненный уклад казака (отношения, традиции, обряды и т. д.).
Цель работы — изучение феномена казачьей семьи.
Выбор темы, отбор материала определил задачи исследования:
- пропаганда и изучение истории казачества;
- воспитание молодёжи в духе казачьих традиций.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и положения работы позволяют более глубоко проанализировать роль и место семьи в жизни казаков. Практическая значимость обусловлена тем, что основные положения и обобщения в работе способствуют более глубокому пониманию сущности семейных отношений, без чего невозможны дальнейшие существенные успехи в изучении современных демографических процессов. Основные положения и выводы исследования используются в учебном процессе при подготовке общих и специальных лекционных курсов, спецсеминаров и учебных пособий по истории, этнографии и демографии Северного Кавказа.
Степень изученности. Книга Маслова А. В. «Кубань в старину» даёт возможность получить полное представление о вере казаков, их отношении на бытовом уровне к своим близким и родным людям в форме сюжетных рассказов, основанных на архивных материалах, редких книгах, воспоминаниях старожилов. А вот Ткаченко П. И. в своих книгах «Кубанские обряды» и «Кубанская свадьба» в полной мере выражает веру и национальные особенности народа, его опыт и мудрость. Характер союза казака с женщиной описывал А. Ригелъман в книге «История о Донских казаках».
2. 1 Жильё казаков.
"Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории. Казачий курень – еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России. Попытаемся рассмотреть альтернативную ей версию при помощи описания жилища казаков. На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии. Казачий курень – двухэтажный. Скорее всего, это не выросший до второго этажа "подклет", а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. Донские историки, занимавшиеся проблемой происхождения куреня, пришли к выводу, что курень – по типу постройки, новгородского происхождения, обычная окраска его в желтый цвет установилась, вероятно, преемственно от новгородцев. Первый этаж куреня традиционно называется низы. В центре низов находится комната без окон, но с небольшими отверстиями в стене. Донские казаки называли эту комнату "холодной". Веками отработанные приемы строительства позволяли так построить "холодную", что в ней постоянно дул сквознячок, остывший в окружающих эту комнату каморах. А в старину можно было грохнуться и ниже: прямо перед дверью устраивали "ловчий погреб" – яму с колом по середине, закрытую в обычное время деревянным щитом. Враг, ворвавшийся в курень, сразу же попадал туда. Вообще, в эту часть куреня чужие не ходили. Гости обычно поднимались по широким ступеням ("порожкам") на второй этаж и попадали на "балясы" – балкон-галерею, террасу. С террасы, пройдя по узкому коридору, мы попадаем в главную комнату (зала), которая всегда была готова к приему гостей. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах (тонкое металлическое покрытие на иконе, оставляющее открытым только изображение лиц и рук). Перед божницей висела зажженная лампада (небольшой сосуд с фитилем, наполненный деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей). Все стены залы были увешены оружием и сбруей. В этой комнате стоял поставчик (постав) – шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке "гостевая" посуда. В центре зала всегда стоял стол. Накрытый скатертью и всегда готовый к приему гостей. У фасадной стены в одном простенке стоял цветок, а в другом висело зеркало, и стоял на полу сундук–скрытня, окованный железом. В правом углу размещалась кровать, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом. На каждом конце кровати лежали по две взбитые пуховые подушки. На окнах над кроватью вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками завешивали печь, дверные проемы. Сундук–скрытню покрывали лоскутной постилкой. Украшением комнаты служили рисунки, гравюры с изображением битв, парадов, осад крепостей, а так же семейные фотографии в деревянных резных рамках или портреты лиц царской семьи, казачьих атаманов. На подоконниках и табуретках стояли в горшках комнатные цветы. Особенной любовью казачек пользовались герань, олеандры, кадки с которыми выставлялись на балконе. Из залы дверь вела в спальню, где стояла большая кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки. Эту комнату казаки называли домушкой. Около кровати висела люлька для младенца, в ней он находился до 4-6 месяцев, а затем ее заменяли на кованную из железа качающуюся люльку. В правом углу спальни должен стоять сундук, который, как и сундук-скрытня покрыт лоскутной постилкой. В таком сундуке хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения. В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, оружием, на окнах также были цветы. При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня, или стряпная, где готовили и ели пищу. В кухне, кроме печи для хлеба, размещалась плита для приготовления пищи и полки с домашней утварью. На полках и в шкафах–поставках расставлялись кастрюли и чугунки, миски, деревянные ложки, ведра, казаны и медные объемные кубы для воды. Для приготовления и хранения пищи пользовались также глиняной посудой, которая также располагалась на полочках поставов. Глиняные сосуды имели разнообразные формы и соответственно названия: кубышки (узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками), махотки – низкие кувшины с широким горлом без ручек, по-русски – "крынка", макитры – большие широкие горшки, кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом с ручкой, носиком, иногда с крышкой и т.д. Для придания изделиям нарядного вида их покрывали "поливой": зеленой, синей, коричневой (глазурью из свинцовой слюды и оловянного пепла). Выходя из кухни, мы вновь попадем в коридор–галерею. Вот доказательство происхождения слова "курень", то есть расположение комнат по кругу, откуда мы вошли, туда же мы и вернулись.В коридоре-галерее хозяйка хранила сбор лечебных трав, ближе к выходу стоял сундук, на котором были ведра с водой, над ними висело коромысло, при помощи которого казачки носили воду. Тут же вдоль стен могли стоять лавки, стулья.
2.2 Воззрение на брак.
„Муж с женой, жена с мужем — советь благ“. Без жены нельзя вести хорошо хозяйство; кроме того, „без жены честно прожить нельзя “. Поэтому долго не женится из простых казаков только ,,плохой“: за кем грехи водятся (напр. вор или конокрад) почему за него никто и не хочет идти. Тогда он отправляется обыкновенно на службу, остепенится и, вернувшись, домой, находит себе невесту. В девушках остаются лишь уроды или те, которые „сами себя потеряли“ (впрочем и такие не редко выходят за вдовцов) или же — давшие обет безбрачия (редко).
Всякому заранее определено судьбой, на ком женатым быть. „Когда родится ребенок, ангел летит к Богу: господи, говорит, давай долю — младенец родится. Господь и дает долю. Кому какая доля достанется, так все и сбудется; и кому на ком жениться как показано, так, и будет: хоть вы за тридевять земель будете—ничего: сыщете друг друга“. Вероятно, поэтому иногда выбор невесты предоставляется на волю судьбы. Если жених ни к одной из известных ему девушек особенного сердечного влечения не чувствует, а родители желают, чтобы он вступил в брак, то с общего семейного совета пишут имена всех невест, имеющихся на примете, на отдельные ярлычки, которые кладут затем под образа на ночь. По утру встает жених, умоется, помолится Богу и вынимает один из ярлычков: „чье имя вышло, ту и сватают“ Казаки склонны к ранним бракам. Одна из побудительных причин к этому есть желание получить возможно скорее в доме работницу, ибо мужу приходится скоро справляться на службу. „Сиденки отсидел, рассуждают казаки, вот и жених. Оно и лучше: бабенке помощь, да и сам меньше будя повесничать. А то, не ровен час, скоро очередь достанется, на кого же бросить дом, хозяйство? И по службе, то он будя поисправнее — нет, нет, да и вспомнит свою молодайку и прибережет деньги хоть ей на наряды (День 1862 г., № 28).
2.3 Отношения между супругами.
Казаки долго были большею частью люди холостые, женщин на Дону в былое время крайне было немного. Сожительство казака с женщиною в это время не всегда носило характер брачного союза. И если сожитие казака с женщиной в описываемое время и принимало характер постоянный и форму моногамического брака, то освещалось оно еще не церковным венчанием, а признанием со стороны общины. Если кому жена была, уже не мила и неугодна или не надобна, ради каких ни будь причин, он их менять, продавать и даром отдавать мог, водя по улицам и в крут крича: „кому люба, кому надобна? она мне гожа была, работяща и домовита, бери кому надобно!“ И если выищется кто оную взять, договаривались ценою или какою меною, по случаю ж и за попойку, отпуская ее из рук, отдавали. Когда же взять жены никто не выискивался, то так на волю отпускали“. За проступки наказывали жен весьма жестоко: за малые проступки — брань, побои, за большие — „зимнее купанье на аркане в проруби“ Тяжелое положение казачки бывает в большой семье или если жена казака из крестьянок или если брак заключен неравный, при отсутствии взаимной склонности супругов и т. п. В остальных случаях она пользуется относительно достаточной свободою. В самом деле казачка, чуть не на другой же день после своей свадьбы провожающая мужа на полевую службу в далекий поход, по необходимости становится самостоятельной и независимой. В течение целых годов этого невольного вдовства, она приобретает много опыта, ловкости, много „женского уменья тонко и хитро провести и одурачить тугого на сметку сожителя“. По возвращении же мужа, который часто за время полковой жизни отвыкает от полевых работ, а в замен этого приобретает склонность к бражничеству и ничегонеделанию, — казачка своею деятельностью, своею опытностью в хозяйственных делах заставляет мужа невольно уважать себя и завоевывает себе значение, равное с ним, а часто и большее.
2.4 Отношения родителей и детей.
Дети, по понятиям казаков — признак „благословения Господня над семьей“. Неимение детей почитается за Божье наказание. Власть родителей в особенности отца над детьми, по воззрениям казаков, почти неограниченна: „дитя мое, — воля моя“. „Власть отца от Бога и по подобно Божию: один отец всего света — Бог, он, всему хозяин так и отец в семье“. „Все равно, что Господь, то и отец: Господь сотворил нас, а от нас дети“. В других местностях говорили так; „отец в дому как Авраам в раю: Авраам в раю первый, и отец в дому первый есть“.„Отец, по словам казаков, выше матери стоит: отец властитель и хозяин, как Бог над всем светом, а мать только мехоноша: вынашивает только ребенка, а родит то его отец, кровь то его, потому и власти ему больше“. Поэтому и благословение отцовское „старше материнского и проклятие отцовское грознее“. Но „и мать, — великий человек: во страстях родила, грудью кормила; по смерти отца она его место заступает“. В прежнее время власть казака над детьми была столь велика, что родившегося ребенка он мог по своему усмотрению оставить в живых, либо умертвить. На обязанности родителей лежит: вскормить, вспоить, воспитать ,,в страхе Божьем“ („молитвы выучить“, „научить, что означает воскресенье“) и приучить к хозяйству. Когда же вырастут дети, родители обязаны „довести их до дела“, т. Е. сына женить, дочь выдать замуж. Кроме того, на обязанности отца непременно лежит „справить сына на Государеву службу“, т. е. дать ему обмундирование, коня и пр., на это имеет право даже выгнанный из семьи сын. Пока дети малы, то, по словам казаков, мать имеет о всех одинаковое попечение. Она даже больше отца для детей имеет значение: „малый больше к матери лезет“. Но когда дети подрастут, то мать более заботится о дочерях, а сын — „батюшкин сынок“. „Иногда лайка (брань) идет между мужем и женой из за детей: мать нападает на сынов, а отец ей в ответ: „да и твои то девки хороши что-ль“: отец здает, что дочь чужой человек“. Дочерям мать нередко украдкой от мужа покупает платки и платья и проч. в „сундук“. И после выхода дочери замуж мать нередко продолжает нежно заботиться о ней: часто она и замужним дочерям отдает последние свои платки и платья, говоря: „a мне старик еще купит“. Подросшая дочь- предмет особых забот матери: „она больше высиживает дома“, работая на себя. При гостях ее выдвигают на видное место, чтобы на нее обращали внимание. Мать заботится о её внешней красоте, причем, „не брезгует ни белилами, ни румянами“, а также старается предохранить ее от загара. О сыновьях больше заботится отец: он понемногу приучает их к верховой езде и к полевой работе, прикупает вещи, необходимые на службе, „справит то седло, то стремена, то недоуздок — все это понемногу копится“. Но и мать не забывает сыновей в своих заботах, и часто на молодого казака мать имеет боле влияния, и он ее более любит, чем отца. Родители в праве за ослушание наказывать детей. При воспитании детей казаки часто руководствуются тем соображением, что „спина дело наживное: плетка поубавит тела, так наживешь нового“, — а потому часто пускают в ход „жестокие бои“. „Если ребенка не трогать, сказывали казаки, не наказывать за шалости, то он выйдет неук: нужно, чтобы он во всем родителей слушал, а коли добром не слухает, то и посечь можно“. Дети не должны предпринимать ничего без родительского благословения; в старости они должны их успокоить, допоить, докормить до смерти, а после смерти поминать, хотя бы только в течение сорока дней. Впрочем затраты на помин души обыкновенно предусмотрены самими родителями.
2.5 Имущественные отношения супругов.
Имущественные отношения супругов регулируются у казаков правилом: „жена — хозяйка своего добра“ или „бабье доброе от бабы не отходит, как от казака — конь с седлом“. Основания имущества супругов полагаются при вступлении их в брак — обыкновенно: 1) „кладкой“, 2) „сундуком“ и 3) „сыр-каравайным“ (или просто „каравайным“). Слово „приданое“ обыкновенно не применяется к названным видам имущества, а имеет самостоятельное значение. Обыкновенно жена приносить в дом мужа только „сундук“. Сюда входят разные предметы одежды и украшения: шуба, платья, сарафаники, юбки, платки, перчатки, чулки, рубашки, кушаки, спальные пологи. Размеры „сундука“ зависят от степени благосостояния семьи и от щедрости; стоимость его бывает от нескольких рублей, до несколько сотен. Кроме сундука невеста приносит с собой постель с одеялом и подушками, а также и благословенную икону. „Сыр - каравайное“ составляется из тех подарков, которые при разносе каравая дарят молодым их родители и прочие гости на обзаведение хозяйства: „кто парочку бычков, либо телушку, а коли нет достатка, козочку или овечку, а то — деньгами; накидывают денег рублей 25 — 50, да товара разного до самого потолка“. Родители жениха и невесты часто договариваются между собой о количестве подарков молодым „на каравай“. Каравайное принадлежит обоим супругам совместно и распоряжаются они им с общего совета. Наконец „приданое“, или „отцовское“, иди „награждение“ есть все то, что отец дает за дочерью - невестой помимо „сундука“, постели и каравайного, как то: сад, олевада, несколько деревьев или кустов винограда в своем саду, скотину, хату, деньги. Делают и письменные записи о приданом, обыкновенно в том случай если много дается добра: это делают, чтобы в случае, смерти дочери её свекор или муж не утаили чего ни будь и не теснили наследников. „Приданым пользуются оба супруга, но жена сохраняет на него исключительное право собственности“.
2.6 Казак в быту.
Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.
Не принято было неволить: хочешь -пей. Не хочешь - не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».
В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни.
Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины - по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.
Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы - это было заботой о нравственности устоев молодежи - ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.
Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.
У Терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой сватов жених кидал свою палку во двор невесты.
2.7 Женщина- казачка.
Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся казачья община, была достойна лучших времен Рима, где для этого избирались из самых благонадежных граждан особые цензоры. До первой половины 16 века еще сохранялось веяние востока - власть мужа над женой была неограниченной. В конце 17 века хозяйки, особенно пожилые, стали уже приобретать большое влияние в домашнем быту и частенько одушевляли беседы старых рыцарей своим присутствием, а когда те увлекутся в беседе - и своим влиянием.
Казачки в большинстве своем - тип красавиц, веками сложившийся как естественный отбор из плененных черкешенок, турчанок и персиянок, поражал и поражает своей миловидностью и привлекательностью. В своей повести «Казаки» уже в первой половине 19 века Л.Н. Толстой писал:
Красота гребенской женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую - татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки завязывают по-русски. Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость жизни.
К чести женщины-казачки-хозяйки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени.
Заключение.
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что семья у казаков в миниатюре напоминала казачью общину. Такой взгляд на семейную жизнь стимулировал не только родителей к более целенаправленному воспитанию детей, но и детей – к большей ответственности, а нередко и к самовоспитанию. К сожалению, конец ХХ века ознаменовался вооруженными конфликтами в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Политические события показали, что в мире есть силы, которые стараются разорвать многолетние крепкие связи казаков с горцами. Тем более важно, чтобы, несмотря на действия, вбивающие клин в многолетнюю дружбу, жители Северного Кавказа помнили, что прочный мир можно построить только во взаимодействии этнокультур.
Следующая | Предыдущая | Комментарии (0)
Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.